В структуре заболеваемости населения растет число, так называемых, «болезней цивилизации», а именно: сердечно-сосудистых заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта, а также метаболических расстройств болезней обмена веществ.
Одной из важнейших по социальной значимости представляется проблема ожирения, поскольку избыточный вес и ожирение являются признанными факторами риска развития таких тяжелых заболеваний, как ИБС, гипертоническая болезнь, атеросклероз, сахарный диабет II типа и т.д.
Ожирение способствует возникновению нарушений жирового и углеводного состава крови, наиболее часто проявляющихся повышением уровня общего и «плохого» холестерина, сахара крови, снижением уровня «хорошего» холестерина. Многочисленными исследованиями было показано, что у лиц с избыточной массой тела в 2-3 раза чаще, чем в одновозрастных группах с нормальными весовыми показателями, констатируется весь вышеперечисленный спектр метаболических заболеваний.
За последние десятилетия пища человека индустриального общества существенно изменилась, особенно в последние годы, обусловленные экономическими трудностями, что привело к снижению потребления более дорогих продуктов животного происхождения при увеличении потребления относительно более доступных и дешевых зерновых и крупяных изделий. Кроме того, большая часть продуктов питания подвергается промышленной переработке, приводящей к концентрации в ней жиров либо быстро усвояемых углеводов. При этом уменьшается содержание многих, как выяснилось в последнее время, жизненно важных веществ (пищевые волокна, витамины), теряется нативность ряда молекул (белки, полифенолы, провитамины). В пищу, для «улучшения» ее свойств (большая сохранность, привлекательный вид и т.д.), добавляют ксенобиотики (антиоксиданты, красители, разрыхлители, отбеливатели, ароматизаторы, антисептики, консерванты и т.д.). Такая пища не только не восполняет в полной мере потребности в жизненно важных веществах, но является причиной целого ряда заболеваний. Поскольку у 80% больных метаболические заболевания протекают на фоне избыточной массы тела и оцениваются в качестве сочетанной патологии, то мероприятия, направленные на снижение массы тела, рассматриваются как первостепенный и необходимый компонент терапии. Вместе с тем следует остановиться и на другом аспекте, играющем немаловажную роль в развитии метаболических расстройств. Примерно в 30-40% случаев у больных ожирением регистрируются те или иные нарушения пищевого поведения, среди которых наиболее часто встречаются гиперфагическая реакция на стресс, тяга к углеводной пище (углеводная жажда) и предменструальная гиперфагия. Гиперфагическая реакция на стресс, как пищевое нарушение, проявляется тем, что при психоэмоциональном напряжении, волнении или сразу после окончания действия фактора, вызвавшего стресс, у человека резко усиливается аппетит и возникает желание есть. Чаще всего пища при этом не дифференцируется, люди едят все подряд, хотя все-таки предпочтение в этом состоянии отдается продуктам жирным и сладким. Термин «углеводная жажда» вошел в обиход тогда, когда основную причину ожирения связали именно с избыточным потреблением углеводов. Сейчас чаще говорят просто о пищевой жажде, полагая, что для ее удовлетворения пациентам требуется пища в оптимальном варианте одновременно сладкая и жирная – шоколад, мороженое, крем и т.п. В случае с углеводной жаждой подобного рода пища похожа по своему эффекту на наркотик. В его отсутствие у пациентов развивается тягостное депрессивное состояние, чем-то напоминающее абстиненцию, тогда как при потреблении сладостей эти явления проходят. Установлено, что наличие нарушений пищевого поведения является одной из причин повышения веса после его успешного снижения.
Изучение вопросов вариантов ожирения, выявление их связи с особенностями характера питания, разработка диет и обучение основам рационального питания – все это составляет основные задачи и направления работы врача-диетолога.
Врач-диетолог Н.М.Кондакова